Псковский государственный университет (ПГУ) разрабатывает летающий автомобиль — проект принципиально отличается от всех существующих автомобилей-самолетов. Например, как сообщают «Известия», летные способности аппарату обеспечивают вовсе не привычные крылья, а четыре винта, не выходящие за периметр кузова. Создатели еще не построили опытный образец, но рассчитывают, что их машина сможет решить проблему плохих дорог и больших пространств России.
— В России колоссальные территории, но мало дорог и на больших пространствах грунты имеют малую несущую способность — это тундры и заболоченные области. Строить дороги на таких почвах — весьма затратное дело, поэтому в перспективе России нужны технологии, которые позволят автомобилям не только плавать, но и летать над проблемной местностью, — уверен автор проекта, заведующий кафедрой «Автомобили и автомобильное хозяйство» Псковского государственного университета Александр Енаев.
Предполагается, что по габаритам будущий двухместный автомобиль будет сопоставим с обычной легковушкой: около 4 м. в длину и около 2 м. в ширину, а вес составит около тонны. Разработчики планируют использовать бензиновый двигатель объемом до 2 л и 5-скоростную механическая коробка передач. Авто будет переднеприводным.
Для полета предусмотрено четыре электродвигателя с горизонтальными винтами-импеллерами (лопасти заключены в кольцо). Два малых винта — слева и справа в области передней оси, два больших соосных винта, ращающихся в противоположном направлении — в задней части. Электромоторы получают электричество от генератора, приводимого в движение от двигателя внутреннего сгорания, зарядка от сети не предусмотрена. В случае отказа основного двигателя батареи повышенной емкости помогут совершить экстренную посадку. Максимальная высота полета — 3 км, рабочая высота — около 2 км, практическая дальность — до 500 км при средней скорости около 200 км/ч.
— Принцип управления и полета у нашего автомобиля такой же, как у квадрокоптеров: изменяя угловые скорости вращения воздушных винтов (правого или левого), мы задаем направление движения. Для движения вперед автомобиль находится под небольшим углом относительно линии горизонта. Нам не требуется изменения компоновки автомобиля. Всю подготовку к полету водитель-пилот может осуществить непосредственно с водительского места, включив воздушные винты с помощью модуля управления, — продолжил Енаев.
От сваливания в штопор машину будут страховать авиационные контролеры, регулирующие угол атаки, тангаж, крен и рыскание. Инженер также отметил, что пока работа продвигается на энтузиазме, но он рассчитывает на поддержку со стороны властей.
Специалисты неоднозначно относятся к инициативе создания подобного аппарата. Эксперт Центра сертификации малой авиации Юрий Раскачаев отметил, что летающий автомобиль слишком ненадежен, так как, например, те же квадрокоптеры при поломке одного из винтов немедленно падают. По его словам, авто может стать разве что экзотической игрушкой.
Директор по развитию Ассоциации малых беспилотников Сергей Баринов добавил, что постройка такой машины пока ограничена технологиями. В частности, заявленный конструкторами вес слишком велик. По его мнению, реализовать проект можно будет только после того, как специалисты разработают облегченные и более производительные электромоторы. Сегодня же удержать авто в воздухе удастся лишь при увеличении количества винтов до 8 — 12 штук. Однако это явно переведет разработку из ранга авто в летательный аппарат для фантастического фильма.
Journal information