katmoor (katmoor) wrote,
katmoor
katmoor

Categories:

Дежа вю или 2-я часть децентрализации от Порошенко

Оригинал взят у hind19 в Дежа вю или 2-я часть децентрализации от Порошенко
Первую часть Порошенко пытался провести в прошлом году.  История заглохла на этапе  законопроекта.
он ее анализировал здесь: http://hind19.livejournal.com/123081.html

В общем-то, новый законопроект - слегка обгрызенный предыдущий.
Рассмотрим его подробнее.
Сам законопроект, и что более интересно, сравнительную таблицу изменений можно найти здесь:
Рассмотрим подробнее, что же такого приняла Рада, что стоит бросаться гранатами.

1. Изменилась терминология. Вместо привычных населенных пунктов, районов,  сел, городов, появились "громады".  Что это такое, посмотрим подробнее ниже

2. В целях облегчения исполнения антикоммунистического закона, из Конституции исчез перечень областей. Вместо него Раде дали право их переименовывать.  Ну да, такая вот децентрализация.

3. Из ст 92 исчезло упоминание о "специальном статусе других городов". Напомню, что специальный статус,  кроме Киева, имел Севастополь из-за базирования в нем ЧФ РФ. Теперь специальный статус будет иметь только Киев.

4. В рамках децентрализации у Президента появилось право приостанавливать полномочия  любого органа местного самоуправления, чего у него раньше не было. Вместо органа самоуправления назначается специальный уполномоченный.

5. Ст. 118.  Здесь надо цитировать, чтобы оценить всю глубину децентрализации на Украине:
Было:  Исполнительную власть в областях, районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации.
Стало: Исполнительную власть в районах и областях, в Киеве и Севастополе осуществляют префекты.
 Как говорится, найдите 10  отличий. Собственно, в этом вся суть "децентрализации".
Остальные части статьи тоже ограничились заменами  госадминистраций на префектов. Исключение составляет положение о том, что префект - это госслужащий.
Удалено положение о возможности замены главы соответствующей администрации, если  ему высказали недоверие 2/3 областного и районного совета.  Теперь единственным основанием смены главы администрации является решение президента.

6. Полномочия префекта несколько перераспределены. Интерес, пожалуй представляют 2 из полномочий:
 - передача префектам функций  надзора за органами власти, которыми раньше занималась прокуратура.
Довольно странное решение, которое объединяет у префектов управленческие и надзорные функции.  То есть префекты в итоге получают более обширные полномочия и рычаги влияния на местах, чем имели администрации. В этом вопросе, скорее, можно говорит о централизации, чем о децентрализации.

- Префектов отлучили от подготовки бюджетов  органов местного самоуправления.  Несомененно, положительное изменение, если громады будут обеспечены финансовыми ресурсами ( чего не будет).

Зато решения префектов могут быть отменены только президентом или кабмином. Еще в прошлом году я указывал на несоответствие конституции такого положения. Суди исключены из   разбирательство между ветвями власти.

В целом, в результате изменений префекты получат больше полномочий и станут неподконтрольны органам местного самоуправления.
В итоге, мы имеем централизацию вместо децентрализации.

7. Полностью переделана административная система. Вводится понятие "громада" . По тексту - громада - объединение жителей одного или нескольких населенных пунктов. Если в  городах мало то изменится, то в селах такое укрупнение приведет скорее к неудобствам. Если сегодня в каждом селе есть сельсовет, то после реформы, за каждой бумажкой надо будет ехать в райцентр.  Я бы сказал, что новое территориальное устройство отражает тенденцию вымирания сел.

8. Сократили на 1 год срок полномочий местных советов. Да, это тоже децентрализацией считается. При том, что срок полномочий президента и Рады никто сокращать не собирается.

9. В конституции получили закрепление положение, о том, что местные налоги и сборы остаются в  местных  бюджетах.  Не вижу смысла в переносе в Конституции и так действующих положений Налогового или бюджетного кодексов.  С учетом того, что местных налогов на Украине аж 2 и 3 сбора, то конституционная норма напоминает аттракцион неслыханной щедрости: оставить у регионов те копейки, которые у них и так остаются.
Кроме этого в конституции закреплено право на часть общегосударственных налогов. Здесь Порошенко тоже не придумал ничего нового. Во - первых, такая система уже когда-то действовала, но Киеву было мало, поэтому она была заменена нормой о том, что все сваливается в общий котел,  а потом распределяется по регионам.
По факту, это положение - пустышка. Ну пропишут  в Бюджетном кодексе, что регионам остается  0,00001 % общегосударственных налогов - и порядок. И конституция формально соблюдена и регионам этого даже на бумагу не хватит.

10. По сравнению с предыдущим проектом, Порошенко не рискнул ограничивать своих представителей в земельных вопросах. Если в прошлом проекте, громады получали земли вне населенных пунктов, то теперь все вернулось на круги своя. Все что в границах населенных пунктов - это земли громады, все что вне - это уже компетенция префектов. А то ишь чего удумали -  лишить верных вассалов президента возможности рулить земельными вопросами.

11. В рамках "децентрализации" Президент получил право приостанавливать полномочия любого органа местного самоуправления. Официально : " в случае принятия акта не соответствующего конституции или угрожающего суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности."
Президент не несет никакой ответственности за неправомерное приостановление полномочий местного совета, да и восстановление полномочий тоже осуществляется не автоматически, а президентом. На практике это создает ситуацию, когда  Президент может сколь угодно долго прекращать полномочия неугодного совета или городского головы.
Например, Президент приостанавливает полномочия городского совета за любое принятое им решение и направляет решение в конституционный суд. Суд  через какое - то время (хоть и в конституции написано "безоталгательно")  выносит решение о соответствии  акта  конституции,  Но все это время горсовет бездействует, а городом  управляет де-факто префект.  После получения заключения Конституционного суда  у президента есть 2 варианта:
-  оспорить следующий акт;
- не отменять собственный акт по приостановлении полномочий. (Прецеденты несвоевременного подписания Порошенко законов имеются).
И все, горсовет бездействует  столько, сколько потребуется президенту.
Децентрализация говорите?

Теперь перейдем к переходным положениям.
1. В рамках "децентрализации", полномочия  местных советов, которые Украина будет избирать в октябре продлятся всего 2 года - до  2017 . А потом новые выборы.
2. Полномочия Президента по приостановлению полномочий местных советов начинают действовать не дожидаясь выборов  2017 года, а прямо с момента вступления в силу изменений в конституцию.

А что же Донбасс? Из-за чего в Киеве вчера гранаты кидали?
А вот из-за чего (цитата):
"Особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом".
Это все.
На что здесь нужно обратить внимание.
1. На слова "местное самоуправление". Оно на сегодня настолько куцее, что фраза в Консттуции выглядит формальной отпиской, чтобы не тыкали носом в минские соглашения.
2. На слова "отдельным законом". Закон дело такое: собрал  226 "тушек" и нет закона. Или есть, но такой, что  лучше бы его не было.
На сегодня такой "отдельный закон" существует. По моему мнению о "ни о чем". Анализ здесь.


Резюме: Под видом децентрализации, Киев хочет сбросить расходы на поддержание социальной инфраструктуры "на места" . Финансовое обеспечение  этих расходов выписано очень нечетко (написано, что оно должно быть) , однако для того, чтобы оно было, потребуются серьезные изменения в налоговом и бюджетном законодательстве. Когда и какие изменения будут - не знает никто.
Напротив, властные полномочия централизуются. Пожалуй можно говорить о введении института наместников, имеющих высшую власть в регионе. Кроме того, законопроект позволяет парализовать деятельность любого органа местного самоуправления на сколь угодно длительный срок, с передачей все полноты власти в регионе наместнику, и не нести за это никакой ответственности.
Какого-то явно написанного решения по Донбассу нет.  Предполагается отдельный закон,  который можно изменить или отменить в любой момент  в общем порядке, то есть по сути закреплено существующее положение дел. Существующий закон об особом статусе также не решает проблему Донбасса.  ИМХО,  единственный повод бузить под Верховной радой - полная неадекватность и безграмотность  "патриотов"
 .

Счетчик посещений Counter.CO.KZ


Tags: ликбез для украины, украинство
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment