Как вы считаете, принятый бюджет адекватен нынешней ситуации в стране? Насколько он реалистичный и выполнимый?
Краткую и емкую оценку принятого документа я бы дал так: закон есть, бюджета нет. Ведь бюджет - это баланс, равновесие между доходами и расходами. Утвержденный бюджет разбалансирован, а достижение баланса по факту происходит крайне опасным и разрушительным путем, за счет нового налога - инфляции. Налога, введение которого не требует принятия закона и острых парламентских дискуссий.
В бюджете на следующий год предусмотрена инфляция в 12%. Разве это очень большая нагрузка на население Украины, учитывая то, что сейчас она составляет под 50%?
Предыдущий бюджет готовился также с показателем инфляции 12%. По факту же 11 месяцев этого года годовая инфляция составила 46,6% - наивысший показатель за последние 20 лет. И причина очевидна. Большой дефицит бюджета, который не имеет безопасных источников финансирования. По факту правительство заложило рост поступлений в бюджет в 30% - это нереально. А использование для этой цели НБУ приводит к тому, что "производимые" для дефицита правительства деньги давят на курс национальной валюты, приводят к росту потребительских цен.
Но в бюджете заложен рост доходов на 16,7%, а вы говорите о 30%...
Нужно проводить корректные сравнения. В 2016 году падают доходы казны от перечислений НБУ и в два раза сокращаются поступления от импортного сбора. Некорректно проводить сравнение 2015 и 2016 годов без учета этих обстоятельств. А с их учетом в следующем году планируется рост доходов в названном мною размере.Чем это грозит?
Не могут доходы казны вырасти на 30% при росте экономики 2% и инфляции 12%. Это означает, что либо доходы завышены примерно на 40 млрд грн, либо инфляция будет выше планируемой: так же, как было и в этом году.
И именно благодаря инфляции правительство сможет собрать запланированную сумму…
Бюджет - это баланс. И увеличение инфляционных доходов этот баланс не улучшает, поскольку инфляция касается и расходов. Да, "касса" может сойтись. В этом году бюджетная арифметика лучше, чем в прошлом. Но лучше ли она на самом деле? Не знаю, кого радует явление, когда прожиточный минимум (а это расходы) не реагирует на динамику цен. В результате мы стали свидетелями того, как нехватку денег покрывают за счет беднейших слоев населения.
Министр финансов Наталка Яресько неоднократно говорила о необходимости сокращать государственные расходы и степень участия государства в экономике Украины. Принятый бюджет отвечает этим целям?
Есть положительное движение в отношении "Нафтогаза Украины". Но в целом такого движения нет. Я говорю не об арифметическом сокращении, а о реальном. Потому что норму о прожиточном минимуме для беднейших слоев населения все равно придется выполнять.
Приведем некоторые цифры. 1218 гривень - минимальная заработная плата в стране действовала с декабря 2013 года до сентября 2015-го, то есть почти два года. В 2014-м инфляция составила 24,9%, в этом - 46,6%. Рост цен за два года - более 80%. В сентябре этого года минимальные зарплаты и пенсии подняли на 13%. Это нездоровая арифметика, когда проблемы бюджетного дефицита перекладываются на плечи самых бедных. Конечно, страна с падающей экономикой не может повысить среднюю зарплату и пенсии, но есть "граница выживания" - те самые минимальные социальные стандарты, не реагировать на которые никто не имеет права.
Для сокращения расходов нужны системные изменения, нередко непопулярные шаги, на которые правительство идти не хочет.
http://finance.obozrevatel.com/business-and-finance/81346-dalshe-zhit-v-dolg-nelzya-pinzenik-o-tajnah-gosbyudzheta-2016-i-nalogovogo-kodeksa.htm
http://finance.obozrevatel.com/business-and-finance/81346-dalshe-zhit-v-dolg-nelzya-pinzenik-o-tajnah-gosbyudzheta-2016-i-nalogovogo-kodeksa.htm
http://banknews.com.ua/wp-content/uploads/2016/01/311215-u.pdf
Journal information