8 февраля 1918 года советские войска с участием отрядов, сформированных из рабочих Харькова и Донбасса, полностью овладели столицей УНР Киевом.
Вот они, герои, освободившие мать городов русских от петлюровской чумы:
Предлагаю объявить этот день Днем Победы Донбасса!
Сейчас ходит масса баек (особенно в очередную годовщину «эпохальной битвы под Крутами») о том, как необстрелянные студентики защищали Киев от нашествия регулярных, хорошо обученных советских войск, неких Сибирских полков и т.д. Между тем, основной ударной силой большевиков, наступавших на Киев, были не регулярные войска, а такие же необстрелянные шахтеры Донбасса и рабочие Харькова, спешно собранные в отряды Красной гвардии и отправленные на защиту своих киевских товарищей, нещадно вырезавшихся в этот момент петлюровцами.
Вот, к примеру, как все это описывается в мемуарах непосредственного участника похода на Киев Н. Бушева, который двигался от Харькова к Киеву в передовом эшелоне 11-го Сибирского полка, прибывшего с фронта. По его воспоминаниям, вплоть до Киева полк фактически не вступил в бой, поскольку перед ним двигались «харьковские, московские и донецкие красногвардейцы».
Именно эти передовые отряды рабочих, а не регулярные войска, освободили от петлюровцев Полтаву, куда Сибирский полк зашел уже без единого выстрела. И так было дальше – в Гребенках, в Прилуках. И лишь, прибыв на Дарницу (то есть современный левобережный Киев), Сибирский полк впервые увидел позиции неприятеля – в районе Киево-Печерской лавры.
В ходе этого беспрепятственного похода и уличных стычек в самом Киеве Сибирский полк, в составе которого наступал Бушев, потерял аж »шесть человек раненых и несколько контуженных». И это все! Рассказы о невероятном, героическом сопротивлении «хорошо вооруженным большевистским ордам» – это всего лишь миф, и не более того!
Кстати, вот как описал Бушев картину, которую он увидел именно в этот день (8 февраля по новому стилю) на киевском вокзале: «В восточной стороне станции лежало около 50 изуродованных петлюровцами трупов. Женщины и старики разыскивали среди них своих родственников. Происходившее в тот момент не поддается описанию. Жены и матери плакали, падали в обморок, были в отчаянии».
Почему-то современные украинские учебники истории, живописуя «резню», которую устроили большевики в освобожденном от петлюровцев Киеве, данные мемуары не цитируют. Ныне неполиткорректно…
Journal information